English
Українська |
Несколько месяцев назад Николаю Михайловичу Амосову исполнилось 87 лет. Семь лет назад он начал эксперимент, цель которого — изучить влияние физических супернагрузок на процесс старения. Эксперимент он ставит на себе и, несмотря на случавшиеся проблемы со здоровьем, не отступает от своей идеи, что в старости нагрузки должны не снижаться, а возрастать. В результате такой мощной атаки старость отодвигается все дальше. Во всяком случае, академик Амосов здоров, бодр и полон решимости продолжать эксперимент. В журнале "Будь здоров!" подробно сообщалось о его ходе с самого начала. Предлагаем познакомиться с кратким описанием эксперимента и его предварительными итогами.
Семь лет эксперимента прошли совсем не гладко. Изменились ли в связи с этим мои убеждения? Нет, не изменились. Даже укрепились. Обогатились опытом собственной болезни.
Но сначала расскажу коротко его предысторию — для тех, кто не знает.
В 1954 году меня замучили боли в спине, даже обнаружились изменения в позвонках. Тогда я и придумал свою гимнастику из тысячи движений. Бегать начал в 1971-м. В 1985-м по неизвестной причине возникла блокада сердца (пульс был 40 ударов в минуту). Бег прекратил, ограничился гимнастикой. В 1986 году вшили электростимулятор, и я смог возобновить бег. В 1993 году стимулятор заменили.
Наступление старости почувствовал в 1992-м, когда перестал оперировать. Обдумал механизмы старения и решил сопротивляться старости с помощью больших физических нагрузок. Назвал это "экспериментом". Сначала выполнял 2500 движений гимнастики, половину из них — с гантелями весом 5 кг, потом нагрузки удвоил. Бег увеличил до 5 км.
Результат был — старость отступила. Два с половиной года чувствовал себя хорошо, несмотря на аортальный порок сердца. Надеялся, что сердце справится. Но появилась одышка, а потом и стенокардия. Гимнастику — с осторожностью — продолжал, но уже не бегал и меньше ходил. Обследовался регулярно: сердце с каждым разом увеличивалось в размерах. Потом стало совсем плохо. Я понял: природу не обманул, нужно собираться на тот свет. Но был спокоен: самое главное в жизни уже сделал. Даже воспоминания под занавес написал — "Голоса времен".
В мае 1998 года дочь (она кардиолог, профессор) и ученики предложили мне поехать на операцию в Германию (в родном институте таких глубоких стариков не оперируют).
Профессор Кёрфер вшил мне искусственный аортальный клапан и наложил два шунта на коронарные артерии. Операция дала отличный результат, хотя еще целый месяц мучили разные нетяжелые осложнения. Сразу же возобновил занятия физкультурой: сначала довел гимнастику до 1000 движений, потом стал ходить по часу в день.
Выздоровление шло медленно: головные боли, шаткая походка. Я терпел. Дописал главу об операции в книгу "Голоса времен", которую напечатали в декабре 1998-го, когда мне минуло 85 лет. Восстановился интерес к науке, и появилось желание жить.
Решил продолжать эксперимент. К гимнастике добавил гантели, увеличил длительность ходьбы.
И вот летом 1999 года старость, наконец, отступила. Стало легче ходить. В течение этой зимы довел гимнастику до 3000 движений (1200 — с гантелями). Осторожно бегал — 1-2 км, в основном под гору. Когда натренировался, бег удвоил и прибавил темп. Писал книги, подключился к Интернету (http://icfcst.it-museum.com/amosov).
Обследуюсь каждые полгода: пока все благополучно. Анализы отличные. Сердце уменьшилось в размерах до уровня начала эксперимента. Нет, старость не исчезла: движения все же немного скованны, особенно когда поднимаюсь по лестнице. Но по улицам хожу быстро. Вес — 51-53 кг, рост — 166 см.
Радуюсь, но и боюсь — вдруг все проблемы вернутся? Ведь у меня полный набор сердечной патологии — искусственный клапан, коронарные шунты, стимулятор. Стимулятор скоро придется менять, клапан рассчитан на 5-7 лет, шунты могут закрыться... Что уж хорошего? Оснований для оптимизма вроде бы немного. Но сам себя одергиваю: побойся Бога, Амосов, тебе же будет за девяносто!
Довольно о себе, порассуждаем о деле. О режиме ограничений и нагрузок, которого я придерживаюсь, о медицине, об итогах эксперимента.
Мои рекомендации остаются прежними.
Нагрузки
При здоровом сердце — 30-45 минут гимнастики на все суставы. В сумме это 1000-1500 движений, из них 500 желательно делать с гантелями по 5 кг. (Очень удобно выполнять их перед телевизором, чтобы время экономить.) Час быстрой ходьбы. Еще лучше — бег 2 3 км, хотя бы трусцой. Активному человеку желательно эти нагрузки удвоить. Особенно старому. Смешно? Да-да, именно так: в старости тренировка нужнее.
Очень важно соблюдать постепенность в наращивании нагрузок — количестве упражнений и продолжительности бега: начинать с четверти нормы, прибавлять по 3% в день. Контролировать пульс: учащение сразу после упражнений или бега допускать не больше 50% от частоты сердечных сокращений в состоянии покоя. Предел частоты пульса для молодых — 150, для пожилых — 120 ударов в минуту.
Питание
Сырые овощи и фрукты — 300-500 г, молоко, творог, мясо — 50 100 г. Животных жиров избегать, растительные нужны, но немного. Соль и сахар ограничивать. Хлеб предпочтительнее ржаной. Каши и хлеба не переедать, чтобы вес соответствовал формуле: рост минус 105 110. Старикам скидки нет: вес должен снижаться, а не возрастать, потому что с возрастом уменьшается масса мышечных белков, а накопление жира никому не идет на благо. Голода не бойтесь — он полезен.
Очень важно управлять психикой: от стрессов болезней больше, чем от всех других причин. Правда, совет избегать стрессов столь же важен, сколь и бесполезен: выполнить его почти невозможно. Но надо хотя бы следить за собой. Не заводиться по пустякам.
Профилактическая проверка здоровья
Нужно измерять свое кровяное давление (норма — 110-140 на 60 80), пульс (60-70). Раз в год нелишне сделать анализ крови на сахар, на гемоглобин (120 и выше).
Не стоит при первых же неполадках со здоровьем бежать к врачу (кроме острых болей в животе). Мелкие симптомы, не мешающие работать, можно перетерпеть. И неделю, и месяц. Природа сама с ними справляется. Понимаю, что легко говорить так мне: я знаю, что опасно, а что — нет. Несведущему в медицине без врача не обойтись, и в плен к нему (при нынешних расходах!) попасть легко. Но если уж врач скажет: не опасно — верьте и не лечитесь. Доктор скорее перестрахуется, чем зря успокоит.
Мое отношение к медицине не изменилось. Хирургия могущественна, бояться ее не нужно. Есть и действенные лекарства, но примерно две трети из них — только психотерапия. Совета, как отличить одно от другого, дать не могу, для этого нужно писать целую книгу. Без специальных исследований (УЗИ, рентгена, анализов и пр.) хорошо лечить невозможно. Но и делать все это по пустякам не стоит — только лишняя трата денег. И старайтесь поменьше принимать лекарств.
Совет опытного пациента: расслабьтесь и терпите. В критический для себя момент я убедился в том, о чем догадывался и раньше — умирать не страшно. В таких ситуациях сама природа защищает психику от страданий.
И болезней не бойтесь: человек крепок, только не нужно себе вредить. А медицина, если появится в этом необходимость, поможет и даже спасет. Она тоже достаточно сильна.
Уверен, что при здоровом сердце большие нагрузки обеспечат активную жизнь до 90 лет. А некоторым — и до 100. Это вполне реально для многих. Надо только решиться и быть последовательным.