Українська
English |
6 декабря 2013 года исполнилось 100 лет новатору-хирургу, талантливому писателю, основателю биокибернетики Николаю Михайловичу Амосову.
Отправной точкой развития сердечной хирургии стал успешный опыт врачей Северной и Южной Америки, Европы, СССР и других стран в разработке направления хирургии открытого сердца и способов коррекции разных форм сердечных заболеваний. Среди разработчиков в Советском Союзе врач Николай Амосов является одним из лидирующих хирургов нашего времени. В интервью Амосов вспоминал свой вклад в медицину и свои первые дни в качестве хирурга.
"Я интересовался медициной с детства. Однако, мне повезло и я получил образование в Архангельском медицинском институте, специальностью была военная хирургия. Там я и начал карьеру хирурга. Я провел только год в интернатуре и вернулся в город Череповец, где год проработал хирургом до начала второй Мировой войны. Был назначен главным хирургом в военный полевой госпиталь в Череповце. Я прослужил в этом госпитале всю войну", - сказал Амосов.
Проделанная Амосовым работа была огромна. За годы войны через его 200-коечный госпиталь, в котором было всего 5 врачей, прошло 40000 раненых.
В 1953 году, после дополнительного, послевоенного опыта работы хирургом в Москве, Амосов переехал в столицу Украины Киев и возглавил кафедру хирургии в Киевском государственном медицинском институте.
Так же, как и другие хирурги во всем мире, он проводил операции на сердце, такие как митральная комиссуротомия и установка шунта Блелок-Тауссига при тетраде Фалло. Эти операции не требуют использования аппарата искусственного кровообращения.
"Конечно, я никогда не был за границей и никогда не видел сердечной хирургии, выполняемой кем-либо еще", - говорит он. "В основном, я учился самостоятельно по книгам. Это был очень сложный старт".
В 1957 году Амосов совершил поездку с группой русских хирургов - включающей доктора Бориса Петровского, известного новатора в области хирургии грудной клетки и министра здравоохранения СССР в течение 16 лет - на Мексиканский Международный конгресс хирургов. Там впервые он увидел операцию, проводившуюся с использованием аппарата искусственного кровообращения.
"Когда мы вернулись, я захотел заняться этим видом хирургии, но у меня не было возможности приобрести аппарат искусственного кровообращения. Но, поскольку, кроме медицинского, у меня было еще и техническое образование, в 1958 году я создал аппарат искусственного кровообращения сам. Изготовили его на одном из местных заводов. В 1959 году мы оперировали наш первый случай тетрады Фалло, используя свой собственный аппарат искусственного кровообращения".
Постепенно Амосов и его коллектив перешли к операциям при более тяжелых случаях. Тем не менее, результаты их операций были успешными, и в 1962 году его коллектив в Киеве был первым в СССР, заменившим створки митрального клапана нейлоновыми. Интересно также и другое - он использовал нейлон рубашки, купленной в США.
Амосов приобрел репутацию сердечного хирурга мирового класса. Даже руководство коммунистической партии оценило заслуги врача, который никогда не был ее членом, и предложило ввести его в Верховный Совет.
"Первым лицам Партии было важно ввести в состав Верховного Совета человека, известного широкой общественности", - говорит он. "Люди поддержали меня, и я был избран единогласно. Но, правда, всех выбирали "единогласно". Я мог не соглашаться стать депутатом Верховного Совета, но отклонить это предложение было невозможно. Можно было потерять работу. Верховный Совет собирал свои сессии дважды в год. Каждое голосование было "за". Дебаты не были слишком длительными. Однажды и мне довелось выступать. Я говорил о здравоохранении и был очень критичен. В 1979 году, после семнадцати лет в Верховном Совете Советского Союза, моя служба там подошла к концу".
В конце 1980-х годов количество выполненных Институтом сердечно-сосудистой хирургии операций возросло до 5000 в год, сделав его одним из самых занятых центров сердечно-сосудистой хирургии в мире.
"В 1988 году, когда мне было 75, я счел невозможным для себя оставаться директором Института сердечно-сосудистой хирургии. В Институте были проведены выборы, и моим преемником был избран профессор Геннадий Кнышов. Позже, в 1989 году, я сделал еще один вклад в общественную деятельность. Все с большим энтузиазмом отнеслись к тому, что наша страна станет демократической. Работники нашего института предложили мою кандидатуру. Выборы были проведены на демократической основе и без препятствий. В день выборов я получил 60% поддержки по бюллетеням. В то время, когда я избирался в Верховный Совет, он был организован как истинный парламент. Тем не менее, все мои надежды на совершенствование системы здравоохранения не осуществились".
"В декабре 1991 года Советский Союз прекратил свое существование. С его распадом, закончилась и моя общественная деятельность".